АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ. Аккорды.
Аккорд
- это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. Трезвучие - это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции). Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них можно составить всего четыре:        
Обращение аккорда - называется перенос нижнего звука и октаву вверх или
верхнего на октаву вниз. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд. Так вот, в результате обращения образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.         Построение аккордов в тональности. Главные трезвучия лада– это трезвучия, построенные на главных ступенях лада - I, IV и V. Эти трезвучия называются главными потому что они: - отражают ладовый характер звучания (в натуральном мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные); - играют ведущую роль в гармонизации мелодии (подборе аккомпанемента). Первая ступень лада называется «тоника» , пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» , и «субдоминанта» . Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие T (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие S (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие D (от 5-й ступеньки) Главные трезвучия также используются для изменения тональности мелодии. К примеру в До-мажоре доминатовое трезвучие звучит как тоническое трезвучие Соль-мажора. Побочные трезвучия. Трезвучия всех ступеней кроме главных, а именно; II, III, VI и VII - называются побочными, потому что имеют в ладу второстепенное значение. Они не идентифицируют данный лад. В натуральных ладах трезвучия III и VI ступеней имеют противоположную ладовую окраску - то есть, получаются минорными в условиях мажора, и мажорными в условиях минора. Трезвучие в натуральном мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII - уменьшенное. В миноре наоборот - на II ступени - уменьшенное, а на VII - мажорное. В гармонических ладах уменьшенные трезвучия находятся как в мажоре, так и в миноре на II и VII ступенях, а увеличенное оказывается в мажоре на VII, а в миноре - на III ступени. Устойчивость трезвучий В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство "тяготения" и "устойчивости". Например, I ступень, тоника, - самый устойчивый звук лада, следовательно, обладает самым слабым (нулевым) тяготением. II ступень - звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет "разрешением". Понятие устойчивости имеет смысл не только для отдельных звуков лада, но и для созвучий в нем. Это естественно - ведь созвучия состоят из тех же самых ступеней лада, тяготения которых не исчезают при этом. Окраска и устойчивость созвучия попросту складывается из устойчивостей всех звуков его состава. Устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько - неустойчивых звуков. Тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков - устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие - САМОЕ устойчивое в ладу. Разрешение трезвучий производится перемещением отдельных неустойчивых звуков аккорда по их тяготению. Например, если мы возьмем трезвучие III ступени, то увидим, что два нижних его звука устойчивы и сами по себе, и только верхний - требует разрешения на одну ступень вверх, к тонике. В результате получаем устойчивый тонический секстаккорд. И процесс сочинения музыки - как ее мелодии, так и гармонии - в принципе сводится к двум началам: Вы создаете напряженность (неустойчивость) и вы ее разрешаете. Соединение главных трезвучий. Соединением аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом. Последовательность аккордов может быть любой за исключением перехода из доминанты в субдоминанту(D — S). В классической гармонии такой переход считается запрещенным. Исключением является джазовая музыка и не только. Примеры соединений: T — S — D — T T — S — T — D — T |
АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ. |
Тренажер. (Click to start) |