АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ.

Аккорды.
    Аккорд - это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть расположены)
по терциям.
Трезвучие - это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть
расположены по терциям. Все трезвучия обозначаются с помощью двух
чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).
Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий
из них можно составить всего четыре:
                Обращение аккорда - называется перенос нижнего звука и октаву вверх или
верхнего на октаву вниз.
Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
Так вот, в результате обращения образуется новый родственный аккорд –
он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому
расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.
Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух
чисел: 6 и 4.
           Построение аккордов в тональности.

Главные трезвучия лада– это трезвучия, построенные на главных
ступенях лада - I, IV и V. Эти трезвучия называются главными потому что они: -
отражают ладовый характер звучания (в натуральном мажоре – мажорные,
в натуральном миноре – минорные); - играют ведущую роль в гармонизации
мелодии (подборе аккомпанемента).
Первая ступень лада называется «тоника» , пятая и четвёртая – соответственно,
«доминанта» , и «субдоминанта» . Трезвучия, которые строятся на этих ступенях,
перенимают себе их имена: тоническое трезвучие T (от 1-й ступеньки),
субдоминантовое трезвучие S (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие D
(от 5-й ступеньки) Главные трезвучия также используются для изменения тональности мелодии.
К примеру в До-мажоре доминатовое трезвучие звучит как тоническое трезвучие
Соль-мажора. Побочные трезвучия.
Трезвучия всех ступеней кроме главных, а именно; II, III, VI и VII -
называются побочными, потому что имеют в ладу второстепенное
значение. Они не идентифицируют данный лад.
В натуральных ладах трезвучия III и VI ступеней имеют противоположную
ладовую окраску - то есть, получаются минорными в условиях мажора, и
мажорными в условиях минора.
Трезвучие в натуральном мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие,
а на VII - уменьшенное. В миноре наоборот - на II ступени - уменьшенное, а
на VII - мажорное.
В гармонических ладах уменьшенные трезвучия находятся как в мажоре,
так и в миноре на II и VII ступенях, а увеличенное оказывается в
мажоре на VII, а в миноре - на III ступени.
Устойчивость трезвучий
В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство
"тяготения" и "устойчивости". Например, I ступень, тоника, - самый
устойчивый звук лада, следовательно, обладает самым слабым (нулевым)
тяготением.
II ступень - звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной
тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание
какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое
удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в
него. Это называет "разрешением".
Понятие устойчивости имеет смысл не только для отдельных звуков лада,
но и для созвучий в нем. Это естественно - ведь созвучия состоят из тех же
самых ступеней лада, тяготения которых не исчезают при этом. Окраска и
устойчивость созвучия попросту складывается из устойчивостей всех
звуков его состава.
Устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его
составе будет устойчивых и сколько - неустойчивых звуков.
Тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых
звуков - устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие - САМОЕ устойчивое в
ладу.
Разрешение трезвучий производится перемещением отдельных
неустойчивых звуков аккорда по их тяготению.
Например, если мы возьмем трезвучие III ступени, то увидим, что два
нижних его звука устойчивы и сами по себе, и только верхний - требует
разрешения на одну ступень вверх, к тонике. В результате получаем
устойчивый тонический секстаккорд.
      
И процесс сочинения музыки - как ее мелодии, так и гармонии - в принципе
сводится к двум началам: Вы создаете напряженность (неустойчивость) и
вы ее разрешаете.
Соединение главных трезвучий.
Соединением аккордов называют их последовательность в музыкальном
произведении. Последовательность из нескольких аккордов
называют гармоническим оборотом. Последовательность аккордов
может быть любой за исключением перехода из доминанты в
субдоминанту(D — S). В классической гармонии такой переход считается запрещенным.
Исключением является джазовая музыка и не только.
Примеры соединений:
T — S — D — T
T — S — T — D — T


АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ.
Тренажер.
(Click to start)