Музыкальные интервалы.

Интервал - расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или
последовательно. Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный - мелодическим. Мелодические интервалы могут быть как восходящими (а)  так и нисходящими (б). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх(в).

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) - это ступеневая и
тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных
ступеней охватывается, а тоновая число тонов (или полутонов), которые
умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому -
количественная и качественная величина. (ступени. - см.лады)
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:
Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы .

Консонанс и диссонанс

По своему звучанию все гармонические интервалы бывают двух видов: консонирующие и диссонирующие. Консонанс - это согласное и благоприятное для слуха звучание. Оно ассоциируется со спокойным состоянием, ему характерно отсутствие стремлений. Консонирующие интервалы делятся на: Весьма совершенный консонанс - чистая октава и чистая прима. Совершенный консонанс - квинта и кварта. Несовершенный консонанс -терции и сексты. К диссонирующим интервалам относятся: секунды и септимы, а также увеличенная.и уменьшенная квинта (тритон). Диссонанс - это антагонистичность консонансу. На слух это более резкое, несогласованное звучание. Звучание диссонансов в музыке широко применяется для того, чтобы передать различные человеческие чувства: тревогу, напряжение, волнение. Диссонансы, как и эти возбужденные чувства, требуют обязательного разрешения. То есть все они стремятся к консонансу. Разрешением диссонирующего интервала называется переход его в консонирующий интервал.

Устойчивые и неустойчивые интервалы.

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые. Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал. Они простейшим образом разрешаются в устойчивые интервалы посредством сдвига неустойчивого звука в близлежащий устойчивый.

Как научиться отличать интервалы.

Музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро. Знание интервалов отлично помогает в импровизации и подборе на слух. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты: Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Предлагаю вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои. Прима – Свадебный марш Малая Секунда – «К Элизе» Большая Секунда – «Вальс собачек» Малая Терция – «Оле-Оле» Большая Терция – «Чижик Пыжик» Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей Малая Секста – «Прекрасное далеко» Большая Секста – «В лесу родилась елочка» ….. И т.д. Можно воспользоваться тренажером, расположеном в правой стороне страницы. Имеется два режима обучения. 1) Пассивный тренажер. Можно запустить озвучивание любого интервала на постоянное проигрывание (пассивное запоминание) 2) Активный тренажер. Необходимо угадать озвученный интервал.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
Меню тренажера
STOP
1
2
--
Интервалы.
0
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
5.5
6
Интервалы.
0
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
5.5
6
-
До
Ре
Ми
Фа
Соль
Ля
Си
Чистая прима