Лад и тональность.

    Существует определенная закономерность, по которой  строится музыка. И эта
закономерность называется ладомЛад всегда лежит в основе любой музыкальной
композиции и именно он организовывает все звуки в музыке.
В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее
распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.

  Мажорный лад строится по схеме  тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон.
(запомните это выражение)
В гамме До-мажор ступенями являются все белые клавиши.

  Минорный лад строится по схеме  тон- полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
В гамме Ля-минор ступенями также являются белые клавиши
 
Лад может начинаться с любого звука. Начальный звук лада называется тоникой.
Расположение ступеней лада в порядке увеличения высоты называется гаммой.

  Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими
цифрами.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I      ступень   -  тоника (Т);
II     ступень   -  нисходящий вводный звук;
III    ступень   -  медианта;
IV    ступень  -  субдоминанта (S);
V     ступень  -  доминанта (D);
VI    ступень  -  субмедианта;
VII   ступень  -  восходящий вводный звук.

Мажорные лады:

Минорные лады:

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ МАЖОР И МИНОР.
   В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой
вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на
полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу
своеобразное звучание. Гармонические лады присущи многим национальным культурам:
татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.
Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух
ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе
неустойчивы) приобретают усиленное тяготение к нижней устойчивой - к V ступени. Такой
лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха. Именно из-за этого эффекта такой
лад и получил название "мелодического".
Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении


  Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было
вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука.
 
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII
ступенями.
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора.


  Прежде всего отметим, что музыка содержат две составляющие: мелодию и
аккомпанемент. Аккомпанемент музыкального произведения называют также гармонией.
Для мажорных мелодий лады, в порядке убывания употребимости, расположены так:
натуральный мажор встречается чаще всего, реже употребляется мелодический мажор, и
гармонический мажор наиболее редок. Для минорных мелодий последовательность будет
такой: натуральный и мелодический миноры практически равноупотребимы, а
гармонический встречается значительно реже.

Одноименными тональности.
  Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная

Параллельные тональности.
  Параллельными называются тональности, имеющие одинаковые знаки при ключе. Для
каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот.
пример:              До-мажора  - Ля-минор

Смена тоники.
Переходы в другие тональности бывают следующих видов:
1) отклонение - это кратковременная смена тональности с последующим возвращением
первоначальной тоники,
2) модуляцией - это основательная смена тональности с закреплением новой тоники.

1
До-мажор
   
2
Ре-мажор
   
3
Ми-мажор
   
4
Фа-мажор
   
5
Соль-мажор
   
6
Ля-мажор
   
7
Си-мажор
   
8
До-минор
   
9
Ре-минор
   
10
Ми-минор
   
11
Фа-минор
   
12
Соль-минор
   
13
Ля-минор
   
14
Си-минор
   
15
До-мажор гармонический
   
16
Ре-мажор гармонический
   
17
Ми-мажор гармонический
   
18
Фа-мажор гармонический
   
19
Соль-мажор гармонический
   
20
Ля-мажор гармонический
   
21
Си-мажор гармонический
   
22
До-мажор мелодический
   
23
Ре-мажор мелодический
   
24
Ми-мажор мелодический
   
25
Фа-мажор мелодический
   
26
Соль-мажор мелодический
   
27
Ля-мажор мелодический
   
28
Си-мажор мелодический
   
29
До-минор гармонический
   
30
Ре-минор гармонический
   
31
Ми-минор гармонический
   
32
Фа-минор гармонический
   
33
Соль-минор гармонический
   
34
Ля-минор гармонический
   
35
Си-минор гармонический
   
36
До-минор мелодический
   
37
Ре-минор мелодический
   
38
Ми-минор мелодический
   
39
Фа-минор мелодический
   
40
Соль-минор мелодический
   
41
Ля-минор мелодический
   
42
Си-минор мелодический
   
1
2
HELPER
ЛАД, ТОНАЛЬНОСТЬ
 
Пассивное прослушивание.
 
 
          Продолжительное прослушивание тональностей для запоминания звучания.
   В третьей колонке отметить строки для озвучивания. Желательно выбрать
небольшое количество строк.  Например До-мажор и До-минор, чтобы запомнить
 отличие звучания мажора и минора.

Озвучивание гаммы.
 
 
           Озвучить указанную гамму на клавиатуре. Желательно использовать  также
реальную клавиатуру. Довести игру до автоматизма.

Определение тональности.
 
Иллюстрация
 
   Определите озвученную тональность на слух.
 
User