Лад и тональность.
Существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта
закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной
композиции и именно он организовывает все звуки в музыке.
В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее
распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
Мажорный лад строится по схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон.
(запомните это выражение)
В гамме До-мажор ступенями являются все белые клавиши.
Минорный лад строится по схеме тон- полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
В гамме Ля-минор ступенями также являются белые клавиши
Лад может начинаться с любого звука. Начальный звук лада называется тоникой.
Расположение ступеней лада в порядке увеличения высоты называется гаммой.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими
цифрами.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень - тоника (Т);
II ступень - нисходящий вводный звук;
III ступень - медианта;
IV ступень - субдоминанта (S);
V ступень - доминанта (D);
VI ступень - субмедианта;
VII ступень - восходящий вводный звук.
Мажорные лады:
Минорные лады:
ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ МАЖОР И МИНОР.
В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой
вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на
полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу
своеобразное звучание. Гармонические лады присущи многим национальным культурам:
татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.
Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух
ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе
неустойчивы) приобретают усиленное тяготение к нижней устойчивой - к V ступени. Такой
лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха. Именно из-за этого эффекта такой
лад и получил название "мелодического".
Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении
Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было
вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука.
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII
ступенями.
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора. Прежде всего отметим, что музыка содержат две составляющие: мелодию и
аккомпанемент. Аккомпанемент музыкального произведения называют также гармонией.
Для мажорных мелодий лады, в порядке убывания употребимости, расположены так:
натуральный мажор встречается чаще всего, реже употребляется мелодический мажор, и
гармонический мажор наиболее редок. Для минорных мелодий последовательность будет
такой: натуральный и мелодический миноры практически равноупотребимы, а
гармонический встречается значительно реже.
Одноименными тональности.
Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная
Параллельные тональности.
Параллельными называются тональности, имеющие одинаковые знаки при ключе. Для
каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот.
Смена тоники.
Переходы в другие тональности бывают следующих видов:
1) отклонение - это кратковременная смена тональности с последующим возвращением
первоначальной тоники,
2) модуляцией - это основательная смена тональности с закреплением новой тоники.
|
1
|
До-мажор
|
||
2
|
Ре-мажор
|
||
3
|
Ми-мажор
|
||
4
|
Фа-мажор
|
||
5
|
Соль-мажор
|
||
6
|
Ля-мажор
|
||
7
|
Си-мажор
|
||
8
|
До-минор
|
||
9
|
Ре-минор
|
||
10
|
Ми-минор
|
||
11
|
Фа-минор
|
||
12
|
Соль-минор
|
||
13
|
Ля-минор
|
||
14
|
Си-минор
|
||
15
|
До-мажор гармонический
|
||
16
|
Ре-мажор гармонический
|
||
17
|
Ми-мажор гармонический
|
||
18
|
Фа-мажор гармонический
|
||
19
|
Соль-мажор гармонический
|
||
20
|
Ля-мажор гармонический
|
||
21
|
Си-мажор гармонический
|
||
22
|
До-мажор мелодический
|
||
23
|
Ре-мажор мелодический
|
||
24
|
Ми-мажор мелодический
|
||
25
|
Фа-мажор мелодический
|
||
26
|
Соль-мажор мелодический
|
||
27
|
Ля-мажор мелодический
|
||
28
|
Си-мажор мелодический
|
||
29
|
До-минор гармонический
|
||
30
|
Ре-минор гармонический
|
||
31
|
Ми-минор гармонический
|
||
32
|
Фа-минор гармонический
|
||
33
|
Соль-минор гармонический
|
||
34
|
Ля-минор гармонический
|
||
35
|
Си-минор гармонический
|
||
36
|
До-минор мелодический
|
||
37
|
Ре-минор мелодический
|
||
38
|
Ми-минор мелодический
|
||
39
|
Фа-минор мелодический
|
||
40
|
Соль-минор мелодический
|
||
41
|
Ля-минор мелодический
|
||
42
|
Си-минор мелодический
|
1 |
2 |
HELPER |
ЛАД, ТОНАЛЬНОСТЬ |
Пассивное прослушивание.
Продолжительное прослушивание тональностей для запоминания звучания.
В третьей колонке отметить строки для озвучивания. Желательно выбрать
отличие звучания мажора и минора.
Озвучивание гаммы.
Озвучить указанную гамму на клавиатуре. Желательно использовать также
реальную клавиатуру. Довести игру до автоматизма.
Определение тональности.
Определите озвученную тональность на слух.
|
User |